Общая характеристика.
В Усун-Кюельской основной общеобразовательной школе обучается всего 50 учащихся в 9 классах –комплектах. 1 ступень (начальная)- 4 класса, всего 25 учащихся, 2 ступень – 5 классов, всего 25 учащихся. Обучение ведется по традиционной методике с элементами развивающего обучения. В школе работают 16 педагогов, среди них: - отличники образования РС(Я) -3 Образование: -высшее-81,25% -незаконченное высшее-12,5% -среднее специальное-6,25% Уровень профессиональной деятельности: Уровень профессиональной деятельности: -высшая квалификационная категория-19% -высокая квалификационная категория-37,5% -повышенная квалификационная категория-31% -базовая квалификационная категория-12,5% Материально-техническая база школы: • Здание школы нетиповое, деревянное, построенное в 1959году; • 10 учебных кабинетов; • Спортивный зал; • Библиотека: книжный фонд- • Учебно-производственная мастерская; • Столовая. Еспехский -1 наслег, где находится наша школа, занимает центральную часть Усть-Алданского улуса, граничит с Легойским, Дюпсюнским и 1-Легойскими наслегами. Расстояние от административного центра-50 км. От города Якутска около 110 км. В селе проживает 510 жителей (69 чел.-пенсионеры, всего безработных -51 человек, из них состоят на учете как безработные-10 чел.), число хозяйств-88 (16 семей-малообеспеченные, 21 – неполные, многдетных-17 семей, семьи с детьми –инвалидами-6, 1 ребенок находится под опекой). Националный состав в основном однороден: якутов-505, эвенков-5. На территории села предприятий нет, кроме 6 крестьянских хозяйств. Экономика большинства семей во многом зависит от подсобных хозяйств (разведение крупного рогатого скота, коневодство). В селе имеется детский сад (12 раб.), посещает 30 детей, сельский дом культуры (5 раб), библиотека (1 раб), фельдшерско-акушерский пункт (2 раб), ветеринарный участок (2 раб.), почтовый филиал (1 раб.), маслоцех (3 раб.), жилищно-коммунальное хозяйство (18 чел.). В школе. В школе 23 работника. В администрации МО «Еспехский 1-наслег»– 7 работников. Средний заработок работающего населения не отвечает прожиточному минимуму. В связи с этим растет количество малообеспеченных семей. Значительная часть работающего населения (в основном мужшины) не имеют работы. Уровень образования большинства населения – среднее общее образование и среднее специальное. Проживание в селе имеет свой уклад. Образ жизни включает различные виды деятельности по жизнеобустройству-уход за приусадебным хозяйством и домашними животными, обеспечение водой, топливом, ремонт домов и построек. Жизнь сельского жителя предполагает значительно большую самостоятельность, прежде всего в организации жизненно необходимого самообеспечения. Специфика такой жизни предполагает широкий спектр трудовых умений и навыков. Распад некогда успешных хозяйств привел к замыканию людей в своих личных подворьях. Семейные родственные узы вышли на первый план, общественные интересы отошли на второй план. Не сформирована коммуникативная культура из-за разного уровня возможностей образования. Интересы семьи ограничиваются каждодневными заботами о выживании. Вопросы воспитания, формирования личностных качеств не входят в первостепенную задачу семейного воспитания. Все это отводится школе и детскому саду. Коммуникативный мир личности при сельском образе жизни ограничен, в большей степени погружено в отношения со взрослыми. Социум маленького села накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Наблюдается снижение мотивации и познавательного интереса в среднем звене. Школа в первую очередь акцентирует внимание на обучение, на воспитательную деятельность отводится недостаточное количество времени. Учащиеся сильно нагружены , из-за отсутствия психолога, социолога не организуется учет психологических особенностей детей, не организуется системная диагностика удовлетворенности детей и их родителей учебно-воспитательным процессом. Анализ образовательных запросов выявил, что образовательные запросы есть, но они существуют как-бы сами по себе,так как нет изучаются, не выявляются, не анализируются. Самые актуальные запросы-это сохранение культурного наследия, сохранение здоровья детей, педагогизация родителей, моделирование содержания образовательных программ, повышение качества образования. Т.о. основными недостатками существующей системы образования (о чем свидетельствует анализ социокультурного ситуации села и школы) являются: • автономность воспитательного, развивающего и учебного процессов; • слабость мотивационных основ учебно-воспитательного процесса и, как следствие, отсутствие интереса к учебе в старших классах; • отсутствие учета психологических особенностей познавательных процессов у учащихся; • чрезмерная нагрузка учащихся во время учебно-воспитательного процесса, вызванная малокомлектностью классов. • недостаточный учет образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса. • разрыв коммуникативных связей.
Декларация прав ребенка, Законы об образовании РФ и РС(Я), национальный проект «Образование», анализ состояния образовательной системы свидетельствуют о том, что назрела необходимость пересмотра позиций в решении настоящей проблемы и разработки организационно-педагогических основ самореализации личности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы.
|